Судовой менеджмент - Морские вести России

Судовой менеджмент

03.04.2024

Морской транспорт

Судовой менеджмент

Фото: angloeastern.com

Напомню, что судовой менеджмент включает техническое и коммерческое управление судами, равно как и комплектацию судов экипажами. Все эти сервисы могут быть предоставлены вместе или раздельно.

Алексей Смокович, эксперт рынка

Идея использования стороннего менеджера для судов получила распространение в мире в 70-х годах прошлого века. Сегодня среди лидеров мирового судового менеджмента можно отметить компании (данные за апрель 2023 г.): Anglo-Easter, Fleet Management, V Group, Synergy, Berhard Schulte, OSM/Thome, Columbia, Wilhelmsen.

При этом лидер списка Anglo-Easter была основана в Гонконге в 1974 г., а замыкающая список Wilhelmsen Ship Management ведет отсчет с 1975 г.

Тенденция объединений нарастает

Нужно уточнить, что в последнее время также наблюдается тенденция на объединение компаний. Так, только за последнее время Tristar Eship и MTM Ship Management образовали Tristar-MTM Ship Management. Уже упомянутый Wilhelmsen Ship Management приобрел Zeaborn Ship Management. Поскольку тенденция на укрупнение сохраняется, возможно, в ближайшее время места среди лидеров будут перераспределены.

Среди стран – лидеров мирового судоходного менеджмента стоит назвать Китай (Гонконг), Сингапур, Германию, Нидерланды, Данию, Норвегию и Грецию.

Рис. Количество судов в управлении

Одним из основных критериев формирования и роста этих компаний было то, что у основания и управления стояли люди, имеющие непосредственный морской опыт, который был подкреплен должной поддержкой со стороны финансовых институтов.

Вместе с тем, в настоящее время, как мы знаем, во многих странах существует проблема с привлечением молодежи на флот, и как результат компании – лидеры рынка испытывают кадровый голод профессионалов с морским опытом. По существу, складывается парадоксальная ситуация: страны-лидеры практически не имеют своих моряков. Поэтому очень часто моряки из России, с Украины, с Филиппин и т.д. работают в немецких или датских судоходных компаниях и эти компании управляют большей половиной морских судов.

Несмотря на то что этому виду бизнеса уже полвека, в России он по-прежнему практически не представлен. Среди лидеров мирового рынка нет ни одной российской компании, и это несмотря на то, что наша страна имеет давние морские традиции и поставляет на международный рынок около 150 тыс. моряков всех специальностей.

Также в России нет ни одного учебного заведения, готовящего судовых менеджеров или суперинтендантов. В то время как в Индии, например, это целое направление в морском образовании. Что наряду с родным английским языком делает выпускников этих учебных заведений более конкурентоспособными на рынке труда по сравнению с выпускниками отечественных морских университетов. И как результат – индийцы работают практически во всех крупных морских компаниях мира…

Более того, эта статистика тем обиднее, что показывает: на международном морском рынке труда России отведена роль поставщика дешевой рабочей силы для иностранных судовладельцев. Даже несмотря на то что уровень оплаты труда под иностранным флагом выше, чем на отечественных судах. Разумеется, с введением антироссийских санкций эта тенденция только усилилась.

От имени судовладельца

Вместе с тем морское судоходство является лидером среди других отраслей мировой экономики по уровню регламентации деятельности международными конвенциями и иными инструментами международного характера. То есть для эффективной эксплуатации флота должны быть специалисты – судовые менеджеры, которые способны обеспечивать этот результат.

Стоит отметить, что безопасная и эффективная эксплуатация современного судна – это не просто вопрос навыков. Большое внимание должно уделяться благополучию экипажа и личным, доверительным отношениям между сторонами, вовлеченными в работу судна.

Несмотря на то что только 20% мирового торгового флота в настоящее время передано на аутсорсинг сторонним управляющим компаниям, спрос на компании, осуществляющие судовой менеджмент, будет только расти. Потому что судовладельцами могут быть банки, промышленные и торговые компании, трейдеры, а также инвесторы, располагающие свободным капиталом. При использовании судового менеджера за судовладельцем остается решение вопросов, связанных с инвестициями, привлечением капитала, развитием бизнеса, в то время как ежедневная рутинная работа по эксплуатации судов выполняется судовым менеджером.

Управление судами является важным аспектом судоходной отрасли. И неважно, идет ли речь об управлении флотом или одним судном. Компания по управлению судами управляет ими от имени судовладельца и за его счет в большинстве случаев на основе типового договора ШИПМАН 2009 (BIMCO Standard Ship Management Agreement – SHIPMAN 2009).

Технология взаимодействия проста. Подписав договор, судовладелец отдает судно в техническое управление компании на определенный срок. Судовладелец может продолжить сотрудничество с той же компанией или обратиться к другой, если он не удовлетворен работой этой компании.

Конечно, надо понимать, что техническое управление судами – это непростая задача, которая включает ряд функций и условий:

1. Контроль технического обслуживания судна. Процесс должен включать ремонтные работы, в том числе периодическое докование, так же как снабжение и обеспечение бесперебойной работы судна.

2. Гарантию того, что судно соответствует требованиям государства флага и рекомендациям классификационного общества.

3. Гарантию того, что судно соответствует МКУБ, ОСПС и Конвенции о труде в морском судоходстве.

4. Укомплектование судна экипажем, включая обучение экипажа, а также всем, что связано с заработной платой и страхованием.

5. Рассмотрение различных претензий, связанных со страхованием, спасением и т.д.

Как это работает:

• Судовладелец заключает договор с судовым менеджером.

• Менеджер готовит судовой операционный бюджет, включающий страхование, затраты на экипаж, снабжение, обслуживание и т.д. на определенный период, и направляет его на одобрение судовладельцу.

• После согласования бюджета судовой менеджер начинает работать в его рамках, предоставляя ежемесячные отчеты о работе судна и соблюдении бюджета.

Остается добавить, что наем компании по управлению судами может быть выгодным для судовладельцев без предварительного опыта в судоходстве или для тех, у кого может не быть времени и возможностей для выполнения этой задачи. Это экономит время и ресурсы судовладельца, а также приносит ему значительную прибыль.

Таблица. Судовой операционный бюджет имеет такой вид и включает группы расходов на судно:


Год

Страхование

A

Расходы на экипаж

B

Операционные расходы

C

Снабжение

D

Масла

E

Расходы на связь

F

Административные расходы

G

Стоимость работы судна

A+B+C+D+E+F+G

Стоимость работы судна в день

(A+B+C+D+E+F+G) / 365

Аварии и происшествия

H

Расходы на модернизацию

I

Расходы на плановый доковый ремонт

K

Общая стоимость эксплуатации судна

A+B+C+D+E+F+G+H+I+K

Общая стоимость эксплуатации судна в день

(A+B+C+D+E+F+G+H+I+K) / 365

Автор будет рад обсудить тему статьи с участниками рынка.
Обратная связь через редакцию по
e-mail: morvesti@morvesti.ru

Морские вести России №2 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

17.04.2024

Морской транспорт

03.04.2024

Морской транспорт

07.02.2024

Морской транспорт