Порт Посьет увеличит на треть экспорт угля - Морские вести России

Порт Посьет увеличит на треть экспорт угля

18.04.2024

Порт Посьет увеличит на треть экспорт угля

Порт Посьет – четвертый по грузообороту порт Приморского края – в 2024 году ожидает заметного увеличения объема перевалки за счет экспорта угля и модернизации производства. А новые проекты по развитию глубоководного порта с зерновым и контейнерным терминалами, обсуждавшиеся в течение нескольких лет, пока так и остаются на стадии переговоров.

Рост перевалки угля не скажется на экологии окружающей среды, поскольку в порту применяются передовые технологии пылеподавления при перевалке пылящих грузов. За экологической обстановкой, так же как и за безопасностью мореплавания, в порту строго следит Служба капитана порта. Об итогах работы порта в 2023 году и текущем положении дел рассказал капитан морского порта Посьет ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» Владимир Шуваев.

«МП»: Владимир Николаевич, каковы производственные показатели порта за 2023 год в сравнении с предыдущим годом? Какие основные тенденции наблюдаются сейчас в работе порта и каков Ваш прогноз на результаты 2024 года?

– В прошлом году порт в целом сохранил результаты предыдущего года – грузооборот составил порядка 6 млн тонн. Крупнейшие стивидоры порта – компания «Торговый порт Посьет», экспортирующая уголь, и компания «Востокбункер», отгружающая наливные грузы на морском терминале «Славянка», – сработали по-разному. Первый сократил перевалку угля на 9%, до 4,2 млн тонн, а второй увеличил перевалку нефтепродуктов на 2,6%, до 1,4 млн тонн.

Кроме угля и нефтепродуктов, в порту перерабатываются генеральные грузы, металлы, рыбная продукция, однако их объем пока невелик.

В этом году ожидается рост грузооборота в первую очередь за счет увеличения экспорта угля. Так, по плану АО «Торговый порт Посьет» в 2024 году объем перевалки угля достигнет 6 млн тонн. По данным стивидора, пропускная способность угольного терминала составляет 8,8 млн тонн при обработке 350 вагонов в сутки.

Однако рост объемов экспорта угля зависит от многих факторов, в том числе от провозной способности железной дороги, от происходящих изменений на рынках АТР. Что касается наливного терминала ЗАО «Востокбункер», то стивидор планирует сохранить прошлогодние объемы.

«МП»: Какими техническими возможностями сегодня располагает порт? Насколько он загружен от своей проектной мощности? В чем видите его перспективы?

– Морской порт включает два участка, расположенных в Приморском крае на побережье Японского моря южнее Владивостока в заливе Посьета и в Славянском заливе. Он связан железнодорожной веткой с Транссибом и имеет выход на КНР и КНДР. Здесь действует морской пункт пропуска через государственную границу.

В порту имеется 17 причалов общей протяженностью порядка 2,5 км. На участке в заливе Посьета возможен заход судов грузоподъемностью до 26 тыс. тонн с осадкой до 9 метров. Причальный фронт «Торгового порта Посьет» включает три грузовых причала общей протяженностью 450 метров с глубинами 9,75 метра. На рейде участка в Славянке имеется возможность пополнения запасов и снабжения, включая бункеровочные операции, для судов длиной до 400 метров и осадкой до 15,85 метра.

По моей оценке, загрузка порта сегодня составляет порядка 95% от проектной мощности. Порт достиг уровня определенной стабильности и в таком режиме работает уже не менее 10 лет. Его пропускную способность можно оценить примерно в 8 млн тонн. Дальнейшие перспективы порта очевидно будут связаны с инвестициями в развитие его инфраструктуры как универсального порта.

В конце прошлого года на уровне краевых властей в очередной раз была заявлена инициатива по созданию в Славянке многопрофильного терминала с международными инвестициями по перевалке лесных, зерновых и контейнерных грузов с выходом на международный транспортный коридор «Приморье-2» и морские линии в страны АТР.

«МП»: Что можно сказать сегодня о дальнейшей судьбе этого весьма интересного проекта?

– Если несколько лет назад с одобрения Правительства РФ были заявлены планы начать строительство терминала с участием инвесторов из Республики Кореи, то сейчас перспективы терминала связаны с сотрудничеством с китайскими партнерами. Но конкретных решений пока нет. Служба капитана порта в рамках своих полномочий готова принимать участие в реализации данного проекта.

Надо отметить, что одним из сдерживающих факторов подобных проектов является ограниченная возможность железнодорожного сообщения на юге Приморского края. Тем не менее, потенциал порта Посьет, учитывая значение и динамику восточного вектора развития страны, позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.

«МП»: Что бы Вы отметили в работе Службы капитана порта, в частности ИГПК, в прошлом году?

– В прошлом году количество судозаходов выросло на несколько процентов по сравнению с предыдущим годом. Так, заходы балкеров увеличились с 1294 до 1327, а танкеров – со 199 до 209. В первом случае в основном заходили суда под флагами РФ, Панамы, Белиза и Либерии, во втором – РФ и Мальты. Основные направления следования судов – страны АТР.

Инспекция государственного портового контроля (ИГПК) работала тогда и сейчас в штатном режиме. В прошлом году ею было проведено 155 инспекций. В ходе проверок выявлен ряд нарушений, не приведших к задержанию судов.

Несоответствия в основном относятся к таким разделам, как «судовые документы и журналы», «лоция и карты», «жилые помещения, места отдыха, питание». В соответствии с процедурами госпортконтроля капитаном порта были приняты меры для устранения установленных несоответствий до выхода судна.

«МП»: Как увеличение объемов перевалки угля может сказаться на экологии производства и окружающей среды? Как обеспечивается в порту экологи-ческая безопасность?

– Одной из важных функций Службы капитана порта является соблюдение требований экологического законодательства РФ, в том числе контроль соблюдения требований к перевалке опасных грузов. Служба отвечает за обеспечение экологической безопасности в порту и при выявлении нарушений принимает меры в рамках своих полномочий, в том числе информируя соответствующие надзорные органы.

В свою очередь стивидорные компании демонстрируют стремление к выстраиванию технологически современного и экологически безопасного производства. Например, на угольном терминале АО «Торговый порт Посьет» разгрузка вагонов производится с помощью вагоноопрокидывателей, перемещение угля осуществляется по конвейерным галереям, а для укладки груза на склад применяются стакер-реклаймеры.

Для повышения технологического уровня компания продолжает модернизацию производства. В стадии монтажа и подготовки к запуску находится судопогрузочная машина, которая позволит минимизировать пыление во время загрузки судна.

Надо сказать, что в начале года компания инвестировала дополнительные средства в систему пылеподавления. Уже введена в эксплуатацию первая очередь пылеветрозащитных экранов. Затраты на реализацию проекта оцениваются в 180 млн рублей. Общая длина ограждающих конструкций по периметру порта составит 550 метров. Защитные экраны представляют собой перфорированные волновые листы толщиной 1,5 мм. Высота конструкций варьируется от 5 до 20 метров.

Экраны способствуют рассеиванию воздушных потоков и снижению скорости ветра для того, чтобы взвешенные частицы пыли, которые попадают в воздух в результате хранения и перегрузки угля, оставались в пределах порта и осаждались благодаря работе стационарных и мобильных установок пылеподавления.

Морские порты №2 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ