Стратегия будет реализована по новому нацпроекту «Транспорт» - Морские вести России

Стратегия будет реализована по новому нацпроекту «Транспорт»

22.04.2024

Российская экономика

Стратегия будет реализована по новому нацпроекту «Транспорт»

Фото: rosavtodor.gov.ru

В середине января Правительство РФ объявило о старте разработки паспорта нового национального проекта «Транспорт», который вберет в себя действующие проекты «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Завершить работу планируется к середине года.

К этому же времени правительство рассчитывает не только разработать «дорожные карты» по созданию опорной транспортной сети в стране в соответствии с транспортной стратегией, но и согласовать новый нацпроект со всеми ответственными и заинтересованными ведомствами, общественными профильными организациями и компаниями.

Анна Варкентина

Источники и предпосылки

Реконструкция и модернизация транспортной сети в России в настоящее время ведется в основном в рамках двух национальных проектов: «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (КПМИ) и «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Первый стартовал в октябре, а второй в декабре 2018 года. Сроки окончания обоих – конец 2024 года.

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» включает четыре федеральных проекта: «Дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Безопасность дорожного движения» и «Автомобильные дороги Минобороны России». Бюджет нацпроекта, согласно планам правительства, должен составить 4,77 трлн рублей. Ключевые показатели – увеличение доли дорог, соответствующих нормативам, снижение доли дорог, работающих в режиме перегрузки, снижение смертности от ДТП и другие.

КПМИ вобрал в себя девять федеральных проектов: «Европа – Западный Китай», «Развитие морских портов», «Северный морской путь», «Железнодорожный транспорт и транзит», «Транспортно-логистические центры», «Коммуникации между центрами экономического роста», «Развитие региональных аэропортов и маршрутов», «Высокоскоростное железнодорожное сообщение» и «Внутренние водные пути». Бюджет КПМИ составляет 6,3 трлн рублей, а целевые показатели – повышение индекса качества транспортной инфраструктуры, сокращение сроков доставки контейнерных перевозок, увеличение провозной способности магистралей, рост экспорта транспортных услуг, увеличение пассажиропотока, повышение уровня транспортной обеспеченности.

Таким образом, это два самостоятельных проекта, которые практически не пересекаются друг с другом: имеют различные цели, контрольные показатели, источники финансирования и ответственных исполнителей.

«В БКД и КПМИ отсутствует сквозная цель по обеспечению связанности всех видов транспортной инфраструктуры, и, кроме того, в них не предусмотрена процедура отбора проектов развития, что очень важно, которая позволила бы определять наилучшую эффективность расходования бюджетных средств», – отметил министр транспорта РФ Виталий Савельев в ходе установочного совещания в Координационном центре Правительства РФ на ВДНХ, посвященного формированию нового нацпроекта «Транспорт», в январе.

Суть и содержание

В 2021 году была принята Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, и запуск нового нацпроекта «Транспорт» будет соответствовать заложенным в нее целям и задачам.

По словам первого вице-премьера Андрея Белоусова, сейчас законодательно понятие единой опорной транспортной сети, например, существует и закреплено только в отношении автомобильной ее части. «Нужно с помощью оптимизации транспортной инфраструктуры сделать так, чтобы грузы и пассажиры распределялись наиболее доступными и оптимальными способами. За счет этого перераспределения можно получить очень большой эффект», – сказал он в интервью ТАСС.

В действующей стратегии предусмотрено достижение таких долгосрочных целей развития транспортной системы, как повышение пространственной связанности и транспортной доступности территорий; повышение мобильности населения и развитие внутреннего туризма; увеличение объема и скорости транзита грузов и развитие мультимодальных логистических технологий; цифровая и низкоуглеродная трансформация отрасли и ускоренное внедрение новых технологий.

В ходе установочного совещания глава Минтранса Виталий Савельев представил каркас будущего нацпроекта «Транспорт», который по замыслу правительства «должен вобрать в себя все лучшее, что было, сохранить это лучшее и развить это лучшее».

«Концепция опорной транспортной сети легла в основу наших предложений по новому национальному проекту. Предварительная структура проекта предусматривает формирование восьми федеральных проектов, направленных на достижение двух общественно значимых результатов», – рассказал министр транспорта.

По его словам, в нацпроект войдет федеральный проект «Развитие инфраструктуры опорной сети морских портов», предусматривающий увеличение их производственной мощности более чем на 207 млн тонн по итогам 2030 года к уровню 2024 года. Также в нацпроект войдет федеральный проект «Развитие инфраструктуры опорной сети внутренних водных путей» (сейчас их вклад в ВВП всего около 2%, тогда как в Европе – 6%), предусмотрены проекты по развитию опорных сетей железных и автомобильных дорог.

В рамках развития железнодорожного сообщения к 2030 году Минтранс считает возможным повысить суммарную пропускную способность железнодорожных магистралей почти на 143 млн тонн, а в части автомобильного сообщения – повысить долю участков без перегрузки до 80%.

Следующий проект – «Развитие пунктов пропуска через государственную границу, расположенных в створах транспортных коридоров» – предусматривает увеличение пропускной способности железнодорожных пунктов пропуска на 18,5 млн тонн и автомобильных пунктов пропуска – почти на 2 млн транспортных средств по итогам 2030 года.

За счет мероприятий в рамках этих пяти федеральных проектов Минтранс рассчитывает к 2030 году обеспечить рост провозных мощностей и пропускной способности транспортной инфраструктуры, в том числе на транспортных коридорах, более чем в 2 раза по итогам 2030 года к уровню 2024 года.

Еще три федеральных проекта будут направлены на достижение цели по росту мощности транспортной инфраструктуры для пассажирского сообщения и связанности территории более чем в 2 раза. Это федеральные проекты «Развитие инфраструктуры опорной сети аэропортов», «Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей» и «Развитие железнодорожной инфраструктуры центрального транспортного узла». Для развития и модернизации сети аэропортов предусмотрено создание специализированного фонда, первым проектом высокоскоростной магистрали станет дорога Санкт-Петербург – Москва, а провозная способность центрального транспортного узла вырастет на 36,6 млн человек по итогам 2030 года.

Предложения есть и будут

С учетом бюджетного процесса новый нацпроект должен быть сверстан до конца лета текущего года, считает А. Белоусов. «Необходимо соблюсти сроки, которые определяются бюджетным циклом. Поэтому уже летом этот национальный проект должен быть сверстан», – сказал он в интервью ТАСС.

В ходе первого публичного обсуждения параметров нового нацпроекта представители транспортной отрасли выразили поддержку и внесли свои предложения. Вице-премьер Марат Хуснуллин попросил сохранить весь положительный опыт, все лучшие наработки, которые были приобретены в рамках проекта «Безопасные качественные дороги», и предложил детально проработать вопросы развития региональных и муниципальных транспортных сетей, дорожной сети внутри городов, повышения безопасности дорожного движения.

При этом заместитель министра экономического развития Полина Крючкова отметила, что новый нацпроект должен стать эффективным инструментом для выбора наиболее оптимальных путей решения выявленных проблем.

Председатель совета директоров группы компаний «Дело» Сергей Шишкарёв предложил дополнить новый нацпроект целью по повышению технологичности перевозок, а также отдельной программой, которая бы связывала все виды транспорта в единую цифровую систему.

«Наш любимый вопрос – пропускные/провозные способности. Может быть, в ряде случаев правильно было бы сделать – провозная/пропускная, и при достижении одного из этих наиболее важных показателей, чтобы результат был лучше, считать в методике выполненным показателем», – предложил глава ОАО «РЖД» Олег Белозёров.

Портовые перспективы

Федеральный проект «Развитие морских портов», который входит в состав КПМИ и планируется к продлению в рамках нового нацпроекта «Транспорт», 22 февраля обсудили в правительстве в рамках заседания президиума Правительственной комиссии по транспорту под председательством первого вице-премьера Андрея Белоусова.

За время реализации федпроекта в 2019-2023 годах фактический прирост производственной мощности морских портов составил около 180 млн тонн. По прогнозам, в 2024 году прирост составит еще почти 44 млн тонн. По данным АСОП, грузооборот морских портов РФ в 2023 году вырос на 5,2% по отношению к 2022 году, до 886 млн тонн. Рост грузооборота продемонстрировали порты всех бассейнов, за исключением Арктического.

В части морского транспорта в новом нацпроекте особое внимание должно уделяться увеличению мощности крупнейших портов всех бассейнов, модернизации портовой инфраструктуры, инвестициям в портовый сектор, а также обновлению и увеличению ледокольного флота, считает старший эксперт-аналитик ИПЕМ Светлана Кузнецова. По ее словам, одними из главных направлений должны стать коридоры «Северный морской путь» и «Север – Юг», развитие которых будет способствовать переориентации потоков, разгрузке действующих транспортных артерий и увеличению экспорта.

Для формирования актуального перечня инвестиционных проектов в рамках реализации нового нацпроекта при Минтрансе создана рабочая группа. В ходе ее работы свои предложения и замечания внесла и Ассоциация морских торговых портов (АСОП).

В отношении специализации терминалов есть мнение, что они способны разгрузить перегруженные универсальные порты-хабы. «Необходимо создание специализированных автоматизированных терминалов, предназначенных для перевалки определенного типа груза. Появление такого типа терминалов позволит разгрузить часть действующих хабов (например, сейчас дальневосточные порты работают на полную мощность из-за переориентации грузопотоков), а также нарастить экспорт таких грузов, как зерно, уголь, нефть, СПГ и другие. Развитие портовых мощностей будет стимулировать экономику страны в целом, а в частности – труднодоступных районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним», – уточнила С. Кузнецова.

Для формирования нового федерального проекта развития морских портов до 2030 года А. Белоусов поручил проанализировать мощности каждого порта по отдельным грузам и рассматривать перспективы прироста производственных мощностей морских портов с учетом развития железнодорожных подходов, автомобильных дорог и трубопроводного транспорта, которые обеспечивают провозные мощности и доставку грузов к этим портам.

Модернизироваться должны не только морские порты с терминалами, но и железнодорожная инфраструктура, которая остается узким местом на подходах к портам и может препятствовать полноценному развитию портового комплекса, отмечает С.Кузнецова. Эксперт также считает, что отдельный нацпроект нужен для обеспечения согласованного развития транспортной инфраструктуры. «Общим показателем результативности этой работы станет рост экспортных отправок в целом, частными — отсутствие простаивающих мощностей по перевалке одних видов грузов при дефиците других», – предложила представитель ИПЕМ.

Морские порты №2 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ