Порт Холмск подождет доработки новых паромов и модернизации СУДС - Морские вести России

Порт Холмск подождет доработки новых паромов и модернизации СУДС

01.04.2024

Морские порты

Порт Холмск подождет доработки новых паромов и модернизации СУДС

Фото: Паром «Александр Деев»/пресс-службы правительства Сахалинской области

Входящий в АМП Сахалина, Курил и Камчатки морской порт Холмск – это универсальный транспортный узел, открытый для круглогодичной навигации. Порт состоит из двух гаваней, в которых исторически размещались торговый и рыбный порты. Северная гавань (рыбный порт) с 2002 года развивается быстрее, чем Южная, в качестве базы обслуживания морских буровых платформ. При этом у Южной есть большие возможности по наращиванию мощностей перевалки.

Итоги работы порта в 2023 году продемонстрировали стабильный спрос на грузовое и пассажирское сообщение о.Сахалина с материком и на портовые услуги для добывающей промышленности. Обеспечение безопасности мореплавания и судоходства в порту и на подходах к нему, как и всегда, происходило на высоком уровне. Между тем аппаратура систем АИС, СУДС, ГМССБ устарела и требует технического перевооружения.

Валерий Лидерс, капитан морского порта Холмск ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Потенциал порта

Южная гавань порта Холмск принимает суда длиной до 110 м, шириной до 20 м, осадкой до 6 м и паромы длиной до 127 м и осадкой до 6,4 м. Здесь имеется 8 причалов общей протяженностью 844 м, из которых 6 – грузовых (4 универсальных и 2 специализированных паромных) и 2 – вспомогательные. Они оборудованы 14 портальными кранами грузоподъемностью от 5 до 40 тонн, более 30 автопогрузчиками грузоподъемностью от 1,5 до 10 тонн, а также автомобильными и пневмоколесными кранами.

Основной стивидор Южной гавани – ПАО «Холмский морской торговый порт». Он обрабатывает различные виды грузов весом до 40 тонн, имеет наработки спаренной работы кранов – тогда вес обрабатываемого груза может быть увеличен.

Площадь крытых складов в Южной гавани составляет 15 тыс. кв. м, открытых – 20 тыс. кв. м, вместимость угольного склада – до 30 тыс. тонн. К переработке принимаются все виды грузов, в том числе наливные на танкерном причале. Основа грузооборота – паромные перевозки.

В 2002 году в Северной гавани на основе бывшего рыбного порта началось создание береговой базы снабжения для нефтегазовых проектов острова Сахалин. С тех порт базой бессменно управляет ООО «Сахалин Шельф Сервис».

Площадь крытых складов в Северной гавани – почти 25 тыс. кв. м, открытых – более 80 тыс. кв. м, емкость резервуаров для хранения нефти, нефтепродуктов, химических и пищевых грузов наливом, а также зерновых грузов – 14 тыс. тонн.

Надо отметить, что порт развивается неравномерно. Северная гавань работает как база обеспечения морских буровых платформ, но принимает и грузовые суда – загружена примерно на 95%. Здесь выстроена оптимальная логистическая цепочка обслуживания и снабжения нефтегазовых проектов Охотского моря. В то же время Южная гавань позволяет заметно расширить объемы перевалки за счет ее технических возможностей.

Паромные перспективы

В 2023 году грузооборот порта сократился на 3,8% по сравнению с предыдущим годом, до 1,83 млн тонн. Сокращение, можно считать, небольшое, особенно если учесть, что в 2022 году грузооборот вырос на 60%, до 1,91 млн тонн. Снижение показателя произошло главным образом за счет уменьшения количества перевезенных грузов на паромах (разница порядка 240 тыс. тонн).

Традиционно основная часть оборота пришлась на каботажные перевозки – 1,72 млн тонн. На экспорт отправлено 92,8 тыс. тонн (74,1 тыс. тонн угля, остальное – металлолом), импорт составил 20,3 тыс. тонн, транзит – 100 тонн.

Большая часть грузов представлена сухогрузами – 1,49 млн тонн. Грузы на паромах составили 794 тыс. тонн, ро-ро-грузы – около 341 тыс. тонн, генеральные – около 212 тыс. тонн, навалочные, в основном уголь, – 112,3 тыс. тонн. Контейнеризация грузов невелика: около 20 тыс. тонн, или 993 ДФЭ, из которых рефрижераторные контейнеры – 210 ДФЭ, порожние контейнеры – 2571 ДФЭ. В то же время количество наливных грузов, представленных нефтепродуктами, выросло почти на 15%, до 342 тыс. тонн, все в каботажном направлении.

Как показывает статистика, основную часть грузов обработал паромный комплекс – около 1,39 млн тонн – двумя из трех паромов типа «Сахалин»: «Сахалин-8» и «Сахалин-9», ими завезено около 687 тыс. тонн, вывезено более 308 тыс. тонн. Третий паром «Сахалин-10» находился на плановом ремонте. Новый паром «Александр Деев», работавший с начала сентября, за 4 месяца перевез порядка 62 тыс. тонн в обе стороны.

Количество перевезенных пассажиров в 2023 году сократилось на 8%, до 20133 человек (уровень 2021 года). Основную часть работы также выполнили паромы «Сахалин-8» и «Сахалин-9», перевезя 10338 и 7891 человека соответственно. Паром «Александр Деев» за 4 месяца перевез 1904 пассажира.

Несмотря на скромные показатели по перевозке грузов, связанные с техническими причинами, новый паром доказал свою эффективность. По данным областной администрации, за три месяца работы судно перевезло 1951 грузовую и 587 легковых машин, освободив таким образом грузовые мощности паромов типа «Сахалин» для транспортировки вагонов.

Напомню, построенный по заказу ГТЛК на Амурском судостроительном заводе паром «Александр Деев» прибыл в начале сентября 2023 года в порт Холмск, где к этому моменту была завершена реконструкция причала, которую с 2021 года проводило ФГБУ «Морспасслужба». Однако после пробной швартовки были выявлены несоответствия нормативам железнодорожных путей причальной и судовой конструкций. Межведомственная комиссия обязала ответственные стороны устранить эти несоответствия и отправить судно на доработку. По словам представителя АО «Сахалинский пассажирский флот», арендующего судно, несоответствия планируется устранить в первом полугодии 2024 года.

Второй аналогичный паром «Василий Ощепков», строящийся сейчас на том же заводе, по данным транспортного министерства Сахалинской области, будет сдан в эксплуатацию в конце 2024 года. К этому же сроку будет завершена и модернизация паромного комплекса.

В рамках федерального проекта «Развитие морских портов» Комплексного плана модернизации и расширения транспортной инфраструктуры (КПМИ) к 2025 году завершатся работы по реконструкции Северного и Южного молов с целью развития перегрузочных возможностей порта и захода новых паромов.

Контроль обеспечивает безопасность

За год число судозаходов в порту сократилось с 1306 до 1243. Часть из них пришлась на пассажирские паромы (346) и грузовые суда типа ро-ро (174). Вторую часть составили буксиры (123), отдельные типы судов специального назначения (111), сухогрузы (77), суда спецназначения (71), нефтеналивные танкеры (70), суда обеспечения работы на шельфе (63), рыбопромысловые суда (43), балкеры (7), НИС (5), пассажирские (3), рефрижераторные суда (3) и по одному судозаходу – буровая установка, высокоскоростное грузовое судно, дноуглубительное судно, ледокол и разъездной катер.

Подавляющее количество судов, заходящих в порт, несет российский флаг. Оформлено 61 иностранное судно: 36 судов обеспечения работы на шельфе, 18 сухогрузов и 7 балкеров, флаги Панамы, Белиза, Сьерра-Леоне, Палау, Того и Монголии.

Инспекцией госпортконтроля Службы капитана порта за год проведен 51 осмотр судов под флагом РФ, выявлено 349 несоответствий, ни одно из которых не было основанием для отказа в выходе из порта. Также проведено более 30 инспекций судов под иностранными флагами, выявлено 75 несоответствий, которые были допустимы для продолжения плавания.

С целью повышения безопасности судоходства в настоящее время ФГУП «Росморпорт» планирует провести техническое перевооружение системы обеспечения безопасности мореплавания возле о.Сахалина, в частности привести существующие средства ГМССБ в районе порта Холмск в соответствие с требованиями к радиолокационным системам управления движением судов, объектам инфраструктуры морского порта, необходимым для функционирования ГМССБ, объектам и средствам автоматической информационной системы, службе контроля судоходства и управления судоходством.

Кроме того, в соответствии с правительственной программой «Генеральная уборка» по очистке побережья Дальнего Востока от затонувших судов правительством Сахалинской области составлен план работ по подъему и утилизации затонувших судов до 2025 года включительно. Удаление судов из акватории ведется согласно плану. Капитан порта активно взаимодействует со всеми организациями и госорганами, вовлеченными в очистку побережья.

Морские порты №1 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ