Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах - Морские вести России

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах

05.07.2018

Образование

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах

В 2017 году вступил в силу международный Полярный кодекс. Кодекс охватывает полный диапазон требований для проектирования, постройки, оборудования и эксплуатации судов, а также для подготовки экипажа, поиска и спасания, для защиты окружающей среды. Данные требования применимы для судов, совершающих рейсы в водах, омывающих оба полюса.

Сергей Айзинов, директор Института дополнительного профессионального образования, начальник Морского УТЦ ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

Новые требования ИМО

Кодекс содержит обязательные требования по безопасности судна (часть I-A) и предотвращению загрязнения с судов (часть II-A), а также положения рекомендательного характера по применению обеих обязательных частей (части I-B и II-B).

Обязательность требований Полярного кодекса, относящихся к безопасности судна, установлена в новой главе XIV Конвенции СОЛАС (Резолюция MSC.386(94)). Обязательность требований Кодекса по предотвращению загрязнения с судов определяется поправками к Приложениям I, II, IV и V к Конвенции МАРПОЛ (Резолюция MEPC.265(68)).

Полярный кодекс применяется к новым судам, построенным начиная с 1 января 2017 г. и после этой даты, одновременно с вступлением в силу новой главы XIV Конвенции СОЛАС.

Для судов, построенных до 1 января 2017 г., должно быть обеспечено соответствие требованиям кодекса не позднее даты первого промежуточного или возобновляющего освидетельствования в зависимости от того, что наступит раньше.

В ноябре 2016 г. Комитет по безопасности мореплавания ИМО принял поправки к Конвенции ПДНВ 1978 г. относительно включения требований к компетентности судоводительского состава судов, эксплуатирующихся в полярных водах. Поправки внесены в главу V (Правило V/4), а также в разделы А-I/11 и А-V/4 Кодекса ПДНВ и вступают в силу с 1 июля 2018 г. Правило V/4 предусматривает переходный период до 1 июля 2020 г., в течение которого предусмотрена возможность работы судоводителей, имеющих соответствующий стаж работы на судах в полярных водах (или эквивалентным им) за последние пять лет и прошедших обучение в соответствии с рекомендациями B-V/g Кодекса ПДНВ.

Традиции и опыт «Макаровки»

Морской учебно-тренажерный центр (УТЦ) Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова (ГУМРФ) более 15 лет ведет тренажерную подготовку моряков к плаванию в ледовых условиях. Первые в России курсы были проведены для членов экипажей крупнотоннажных танкеров ПАО «Совкомфлот», заходящих в замерзающие порты восточной части Финского залива. После сложных зимних навигаций 2009-2011 гг. подготовка была усовершенствована, обновлено программное обеспечение, моделирующее взаимодействие мелкобитого льда и ледовых полей с корпусом судна. С 2002 года к моменту принятия ИМО международного Полярного кодекса ледовую тренажерную подготовку в «Макаровке» прошли более 1000 судоводителей из более чем 20 стран мира.

Новые вызовы – новые решения

Получение опыта проведения обучения по плаванию во льдах Финского залива, безусловно, было очень важно для учебного заведения и его преподавательского состава, однако полученные знания оказались недостаточными для реализации новых требований ИМО. Таблицы компетентности A-V/4-1 и A-V/4-2 Кодекса ПДНВ предусматривают широкий спектр знаний и практических навыков в областях, ранее не охваченных программами ледовой подготовки (вопросы выживания в холодном климате, эвакуации на лед, использование т.н. personal и group survival kits, новые требования МАРПОЛ, использование ледовых радаров, знание основных требований международного Полярного кодекса, ограничение спасательного, противопожарного оборудования и оборудования ЛРН, ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов во льдах и др.).

К этому времени университет принял решение о создании целой системы реализации услуг в области дополнительного профессионального образования (ДПО), что вылилось в организацию Института ДПО.

Во-первых, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, несмотря на наличие собственной тренажерной базы, подписал соглашение о сотрудничестве с Крыловским государственным научным центром (КГНЦ), что позволило использовать для образовательных целей крупнейший в России навигационный тренажерный комплекс с наиболее широкой функциональностью. Шесть полномасштабных мостиков, два из которых имеют горизонтальный угол обзора 360 градусов, а четыре – по 180 градусов, позволили проводить обучение одновременно по 10-12 судоводителей с существенно более высокой эффективностью практических занятий. Высокая производительность тренажерного комплекса КГНЦ позволяет моделировать взаимодействие всех льдин неправильной формы и любой толщины, находящихся на расстоянии до 50 метров от судна, друг с другом и с корпусом судна, что повышает адекватность моделирования и уровень доверия слушателей к тренажеру.

Во-вторых, сотрудничество «Макаровки» и Крыловского ГНЦ дает возможность оперативно разрабатывать и самостоятельно корректировать математические модели судов, что повышает скорость привязки подготовки к специфике требований клиента.

В-третьих, навигационный ледовый тренажерный комплекс был дополнен ресурсами учебного центра по выживанию на море с холодным бассейном, аварийно-спасательным имуществом и снабжением, требуемым Полярным кодексом для каждого судна. Теперь слушатели получили возможность прохождения практической подготовки по предотвращению гипотермии, установки и разворачивания коллективных спасательных средств при эвакуации экипажа на лед.

В-четвертых, команда инструкторов ледового навигационного тренажера пополнилась ледовыми лоцманами и полярными капитанами, имеющими многолетний опыт практической работы во льдах Арктики и Антарктики, в том числе опыт управления судами, оснащенными винторулевыми колонками типа «Азипод», аварийно-спасательными судами и судами-снабженцами, а также новейшими газовозами класса ARC7.

В-пятых, ко времени старта «полярных» курсов Институт ДПО уже разработал и успешно внедрил целую систему стандартов качества, учитывающую специфику реализации дополнительных профессиональных программ, что в дальнейшем позволило обеспечить соответствие подготовки высоким требованиям международных стандартов.

Ну и наконец, очень важно, что новый функционал ледового модуля тренажера, разработанный по заказу компании «Ямал СПГ» и позволяющий моделировать эффекты сжатия и дрейфа ледовых полей, был впервые в мире введен в эксплуатацию на нашем тренажере.

Международная аккредитация и российские судовладельцы

Интегрировав указанные выше решения, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова стал первым в мире учебным заведением, получившим международное признание о соответствии проводимой подготовки новым международным требованиям. Одно из крупнейших в мире классификационных обществ – Nippon Kaiji Kyokai (Class NK) – выдало университету свидетельства об аккредитации базового и расширенного курсов подготовки экипажей судов, эксплуатирующихся в полярных водах. В дальнейшем университетом был также получен сертификат от морской администрации Маршалловых островов. Кроме этого, Class NK подтвердило соответствие курсов подготовки судоводителей по Полярному кодексу в «Макаровке» рекомендациям соответствующих модельных курсов ИМО.

Получение международного признания позволило ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова сохранить лидерство в этой области знаний, повысить конкурентоспособность российского морского образования на мировом рынке образовательных услуг и обеспечить рост экспорта отечественного образования, на что нацеливает учебные заведения Министерство образования и науки Российской Федерации.

Завоевав передовые позиции в области подготовки судоводительского состава, Институт ДПО ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова разработал линейку учебных программ для судовых механиков, электромехаников и рядового состава судов, совершающих рейсы в полярных водах, и реализовал программу выхода на международный рынок.

Российские компании являются крупнейшим потребителем образовательных услуг университета. Институт ДПО заключил соглашения с ФГУП «Росморпорт», ФГУП «Атомфлот», ПАО «Совкомфлот», ООО «Газпром нефть шиппинг» и многими другими на обучение экипажей согласно требованиям международного Полярного кодекса. В частности, обучение судоводителей управлению арктическими танкерами и работе в сложных ледовых условиях Российской Арктики проведено для экипажей новейших танкеров: «Штурман Скуратов» и «Штурман Щербинин», построенных для вывоза нефти из Нового Порта (Обская губа). Новые математические модели танкера-газовоза типа «Кристоф де Маржери», ледокола типа «Таймыр», нового ледокола типа «Обь», ледокольных буксиров «Пур» и «Юрибей» позволяют инструкторам «Макаровки» разрабатывать company-specific-упражнения для проведения работ по моделированию безопасного движения судов в замерзающих морях Российской Арктики, для комплексных учений экипажей танкеров, ледоколов, буксиров.

Новые горизонты

По оценкам экспертов, более 70% членов экипажей судов, участвующих в крупнейших индустриальных проектах, таких как «Ворота Арктики» и «Ямал СПГ», получают знания и практические навыки в структурах ДПО Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, в ближайших планах которого получить признание программ в Минтрансе России.

Сегодня обучение в старейшем морском вузе Росморречфлота проходят не только экипажи судов, но и члены сдаточных команд АО «Балтийский завод», осуществляющих постройку атомных ледоколов нового поколения типа «Арктика» мощностью 60 МВт проекта 22220. Эти ледоколы смогут обеспечивать почти круглогодичную навигацию по Северному морскому пути и в устьях северных сибирских рек.

В 2018 г. Институт ДПО планирует начать подготовку специалистов, которые будут эксплуатировать атомные ледоколы нового поколения и плавучие атомные теплоэлектростанции для развития Северного морского пути и обеспечения кадровой составляющей реализации иных проектов государственной политики Российской Федерации в Арктике.

Университет использует громадный опыт проведения научных исследований на арктическом факультете института «Морская академия», в гидротехнической лаборатории и на кафедральной базе Института водного транспорта для повышения качества и расширения спектра программ повышения квалификации и переподготовки специалистов для арктических проектов.

Интеграция кадровых, технологических и методических ресурсов университета, развитие сети филиалов и их структур ДПО на северо-западе России, внедрение единых стандартов предоставления образовательных услуг позволяет сформировать на базе ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова своеобразный центр морских арктических компетенций, основным драйвером развития которого могут стать подготовка специалистов для ледоколов с ядерными энергетическими установками и обучение экипажей судов, совершающих рейсы в полярных водах.

Морской флот №2 (2018)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ