Свежий выпуск журнала «Морские порты» - Морские вести России

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России. Первый номер журнала вышел в 1997 году.

Издатель – Ассоциация морских торговых портов (АСОП). Журнал выходит 10 раз в год под эгидой Морской коллегии при Правительстве РФ и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Минтранса России. Заявленный тираж – 5 тыс. экземпляров. Объем 64 полосы. Печать полноцветная, класса люкс.

Журнал распространяется по подписке, в виде представительских рассылок, а также на крупнейших международных и отраслевых выставках и конференциях, среди участников коллегий Росморречфлота, Минтранса РФ, конференций и советов директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП).


Содержание №3 (224) (2024)

Вертикаль власти/Коллегия Росморречфлота

Вызовы времени морская отрасль встретила достойно

В конце марта в Москве состоялось совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) и Общественного совета при Росморречфлоте. В работе Коллегии приняли участие помощник Президента РФ Игорь Левитин, заместитель начальника Управления Президента РФ по обеспечению деятельности Госсовета РФ Александр Юрчик, заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай. На Коллегии были подведены итоги отрасли и намечены планы на будущее. Лучшим работникам и победителям ежегодного конкурса Росморречфлота «Лидер отрасли» по итогам 2023 года были вручены ведомственные награды и дипломы.


Вертикаль власти/АМП

Кандалакша готова раскрыть потенциал

Хотя расположенный на восточном побережье Кандалакшского залива Белого моря порт Кандалакша является замерзающим, навигация здесь осуществляется круглогодично и лоцманская проводка обязательна. Заходящие зимой в порт суда должны иметь ледовое усиление. Начало и окончание ледокольной проводки устанавливаются распоряжением капитана порта. Безопасность мореплавания Службой капитана порта поддерживается на высоком уровне.

Несмотря на снижение объемов перевалки грузов, есть надежда не только на восстановление утраченного грузопотока, но и на существенное увеличение грузооборота в среднесрочной перспективе, и все это благодаря принятой основным оператором программе комплексного развития порта.


Вертикаль власти/АМП

Сквозь годы развития и реформ

ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» 25 февраля отметило 30-летие. Образованное как государственное учреждение «Морская администрация портов Ванино и Советская Гавань», оно прошло сквозь годы становления, развития и реформ, в том числе разделение административных и хозяйственных функций. Реформы в учреждении происходят и сегодня – отдельные филиалы сливаются, изменяются границы портов и т.д. Но по-прежнему главной функцией Администрации остается обеспечение безопасности мореплавания в портах и на подходах к ним, что успешно реализуется в зоне ответственности. Об этом, а также о текущих итогах работы портов, входящих в состав АМП, рассказывает руководитель ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива», 20 лет возглавляющий учреждение, Николай Татаринов.


Развитие/Арктика

Развитие механизмов финансирования инфраструктурных проектов в Арктике

В статье рассматриваются вопросы финансового обеспечения процессов подготовки и реализации инфраструктурных проектов в Арктической зоне РФ; отмечается значительная зависимость масштабов и сроков финансирования от возможности гибкого управления денежными потоками под реализацию проектов. Авторами проведен анализ исследований в области развития транспортной инфраструктуры, инструментов финансирования существующих инфраструктурных проектов, ключевых показателей транспортной инфраструктуры Арктической зоны. В статье выявляется проблема, связанная с тем, что существующий инструментарий в области практического применения увязывается с квазигосударственным финансированием, что не позволяет обеспечивать долгосрочную достаточность ресурсной базы для комплексного развития регионов. Отмечается необходимость создания механизма перераспределения капитала на финансовом рынке между различными формами проектного финансирования.


Развитие/Каспийский регион

Государство подошло к активному развитию МТК «Север – Юг»

В начале апреля в Аналитическом центре при Правительстве РФ в Москве состоялся IX ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация», организованный журналом «Морские порты» при поддержке Минтранса России и Ассоциации морских торговых портов (АСОП). В обсуждении актуальных вопросов развития портовой отрасли в условиях санкций приняли участие более 200 делегатов от государственных органов власти, отраслевых и партнерских организаций и предприятий, представителей смежного бизнеса. Участники форума обсудили и важные вопросы развития транспортных коридоров, включая перспективный МТК «Север – Юг». Более подробно о текущих реалиях этого коридора в кулуарах форума журналу «МП» рассказал заместитель Председателя Правительства Республики Дагестан Ризван Газимагомедов.


Порты/АМП

Особые задачи портовых властей

Туапсе – один из крупных портов на Черноморском побережье России. Это многоцелевой, круглогодично работающий порт, обеспечивающий операции с грузами, включая опасные 3-5-го, 9-го классов, в том числе с нефтью и нефтепродуктами. Его грузооборот составляет около 25 млн тонн в год. Порт принимает суда длиной до 250 метров, шириной до 45 метров, осадкой до 15 метров.

Туапсе имеет значительный потенциал для увеличения грузооборота при условии наличия грузовой базы. Служба капитана порта осуществляет контроль за соблюдением международных договоров рф, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства РФ о торговом мореплавании, а также действующих законов, постановлений, распоряжений и правил, касающихся безопасности мореплавания и безаварийной работы всех судов и плавсредств в границах морского порта.


Порты/АМП

Перспективы порта Зарубино вне времени

У морского порта Зарубино долгая и интересная история, которая регулярно пополняется знаковыми событиями, связанными с историей Российского государства. Но, как бы ни менялись времена, идеальная модель порта остается неизменной: выгодное расположение между Россией, Китаем, Кореей и Японией предопределяет его роль как важного транзитного элемента международной торговли.

История судоходства и международного сообщения в данном регионе начинается в эпоху царства Бохай (VII-X века), имевшего неподалеку от этого побережья одну из своих столиц на месте Хуньчуня и регулярные торговые связи с портами Китая и Японии. Впоследствии, когда эти берега стали частью Российской империи, гавань на долгие годы оказалась центром прибрежного рыболовства и одним из важных элементов укрепления границы.


Порты /АМП

Порт Невельск улучшает условия для мореплавания

В настоящее время морской порт Невельск, в границы которого входят терминалы, расположенные на Курильских островах, – Южно-Курильск, Крабозаводск, Малокурильск, Курильск, Северо-Курильск, работает в стабильном режиме и обеспечивает бесперебойное грузовое и пассажирское сообщение с портами других регионов России и иностранных государств. Грузооборот Невельска по итогам 2023 года остался на уровне предыдущего года – 1,74 млн тонн (-1%). При этом в порту заметно улучшаются условия для безопасного мореплавания и экологической безопасности. Об итогах работы порта в прошлом году и новых тенденциях рассказывает капитан морского порта Невельск ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» Аркадий Макаров.


Партнеры/Автоматизация

Удаленное управление портовыми кранами

Инновационная трансформация инфраструктуры портов и терминалов меняет систему управления крановой техникой

Несмотря на всеобщий технологический прогресс, работа крановщика оставалась одним из наиболее консервативных процессов в портовой логистике и на строительно-производственных площадках. Ситуация радикально изменилась благодаря стремительному развитию технологий по обработке и передаче данных – теперь управление промышленными кранами стало возможно на расстоянии. Инновационная система удаленного управления, внедряемая компанией «Газпромнефть-Снабжение», успешно продемонстрировала свою эффективность в технологических парках крупнейших предприятий металлургической и нефтегазовой промышленности, федеральных логистических центрах и на строительных площадках. Как следствие, значительно снижаются затраты на погрузо-разгрузочные операции, а работа крановщика становится комфортнее, эффективнее и безопаснее.


Техника и технологии/Контейнерные терминалы

От сортировки вагонов к сортировке контейнеров

Организация работы контейнерных распределительных терминалов

В условиях частичной замены специализированного подвижного состава на специализированную тару, соответствующую параметрам ISO для перевозки на фитинговых платформах, в статье рассматривается важность формирования контейнерных распределительных терминалов. Внедрение таких терминалов позволит сократить встречный пробег контейнеров, обеспечить попутную перегрузку в пути следования и расширить географию потенциальных маршрутов для большинства грузоотправителей. В статье также рассматривается концептуальная компоновка терминалов, обеспечивающая максимальную поточность выполнения операций. Повышение лояльности потенциальной клиентской базы в совокупности с улучшениями качественных показателей железнодорожных перевозок – это основные эффекты предлагаемых мероприятий.


Форум/«ТрансРоссия-2024»

Перспективы выхода из кризиса логистики

В середине марта в Москве прошла Международная выставка «ТрансРоссия-2024», которую за три дня посетили 30 217 специалистов. В выставке приняли участие 580 компаний из 20 стран, представивших свои услуги в области транспортной логистики, технологии и оборудование. В рамках деловой программы состоялся целый ряд конференций и круглых столов. доклады представили около 130 специалистов. Одно из обсуждений актуальных аспектов отрасли прошло в форме бизнес-диалога «Новые горизонты международной логистики», его модерировала Наталья Степанова, заместитель генерального секретаря Международного Координационного совета по трансъевразийским перевозкам (КСТП).


Инфраструктура/Специализация

Борьба за перевозку угля обострилась

Обсуждение проблемы распределения потоков угля между специализированными и универсальными терминалами в морских портах Дальнего Востока вступило в новую фазу. Теперь идея направлять грузопотоки преимущественно на специализированные терминалы обсуждается более детально, уже с точки зрения, какие терминалы признавать таковыми и по каким критериям. И вроде бы инициатива обретает реальное воплощение. Но, с другой стороны, становится очевидным стремление отдельных угольных компаний заполучить дополнительные объемы грузов. Эксперты считают, что в такой ситуации сопротивление других компаний, которые рискуют остаться без угля, будет усиливаться.


Грузовая база/СПГ

СПГ: развитие вопреки санкциям

Производство сжиженного природного газа (СПГ) в России по итогам 2023 года снизилось на 2% – с 33 млн до 32,3 млн тонн, что было связано с проведением плановых летних ремонтных работ сразу на двух крупнотоннажных заводах. При этом СПГ продолжал поставляться и в страны ЕС, и эти объемы даже выросли. Но такая ситуация изменится по итогам текущего года в ответ на новые ограничительные меры, вводимые ЕС в отношении российского СПГ.

Кроме того, западные санкции буквально перекраивают планы по реализации новых СПГ-проектов и их логистику, заставляя искать обходные пути, создавать условия для развития отрасли, в том числе и посредством внесения изменений в законодательство. Однако, несмотря на сложности и ограничения, Россия продолжает наращивать производство СПГ благодаря развитию существующих и запуску новых проектов. В связи с этим поставленный Минэнерго России новый целевой ориентир – 100 млн тонн к 2030 году – сегодня видится экспертам вполне реалистичным.


Статистика

Все грузы России

Объем перевалки грузов в морских портах России, Прибалтики и Финляндии за I квартал 2024 года.


№2 (223) (2024)
№1 (222) (2024)
№10 (221) (2023)
№9 (220) (2023)
№8 (219) (2023)
№7 (218) (2023)
№6 (217) (2023)
№5 (216) (2023)
№4 (215) (2023)
№3 (214) (2023)
№2 (213) (2023)
№1 (212) (2023)
№10 (211) (2022)
№9 (210) (2022)
№8 (209) (2022)
№7 (208) (2022)
№6 (207) (2022)
№5 (206) (2022)
№4 (205) (2022)
№3 (204) (2022)
№2 (203) (2022)
№1 (202) (2022)
№10 (201) (2021)
№9 (200) (2021)
№8 (199) (2021)
№7 (198) (2021)
№6 (197) (2021)
№5 (196) (2021)
№4 (195) (2021)
№3 (194) (2021)
№2 (193) (2021)
№1 (192) (2021)
№10 (191) (2020)
№9 (190) (2020)
№1 (182) (2020)