Морские порты
Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России. Первый номер журнала вышел в 1997 году.
Издатель – Ассоциация морских торговых портов (АСОП). Журнал выходит 10 раз в год под эгидой Морской коллегии при Правительстве РФ и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Минтранса России. Заявленный тираж – 5 тыс. экземпляров. Объем 64 полосы. Печать полноцветная, класса люкс.
Журнал распространяется по подписке, в виде представительских рассылок, а также на крупнейших международных и отраслевых выставках и конференциях, среди участников коллегий Росморречфлота, Минтранса РФ, конференций и советов директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП).
Содержание №2 (223) (2024)
Экономика/Транспортная стратегия
Стратегия будет реализована по новому нацпроекту «Транспорт»
В середине января Правительство РФ объявило о старте разработки паспорта нового национального проекта «Транспорт», который вберет в себя действующие проекты «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Завершить работу планируется к середине года.
К этому же времени правительство рассчитывает не только разработать «дорожные карты» по созданию опорной транспортной сети в стране в соответствии с транспортной стратегией, но и согласовать новый нацпроект со всеми ответственными и заинтересованными ведомствами, общественными профильными организациями и компаниями.
Вертикаль власти/АМП
Новые технологии пришли в Корсаков
Для морского порта Корсаков 2023 год был насыщен позитивными событиями в различных сферах производства: завершается модернизация грузовой и пассажирской инфраструктуры, открылись новые судоходные линии, стартовали новые инвестиционные проекты, применялись новые транспортные и утилизационные технологии. Все это вместе взятое во многом определяет дальнейшее развитие и перспективы порта. Кроме того, включение в границы порта новых развивающихся территорий и модернизация действующих мощностей гарантируют серьезный прирост грузооборота и пассажирооборота порта в ближайшем будущем.
Вертикаль власти/АМП
Порт Посьет увеличит на треть экспорт угля
Порт Посьет – четвертый по грузообороту порт Приморского края – в 2024 году ожидает заметного увеличения объема перевалки за счет экспорта угля и модернизации производства. А новые проекты по развитию глубоководного порта с зерновым и контейнерным терминалами, обсуждавшиеся в течение нескольких лет, пока так и остаются на стадии переговоров.
Рост перевалки угля не скажется на экологии окружающей среды, поскольку в порту применяются передовые технологии пылеподавления при перевалке пылящих грузов. За экологической обстановкой, так же как и за безопасностью мореплавания, в порту строго следит Служба капитана порта. Об итогах работы порта в 2023 году и текущем положении дел рассказал капитан морского порта Посьет ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» Владимир Шуваев.
Развитие/Транспортная стратегия
Проблемы реализации транспортных программ и проектов в России
На основе анализа законодательных актов, аналитических документов, изучения научных публикаций в статье охарактеризована реализация проектов в сфере транспорта в Российской Федерации. В условиях необходимости стратегического управления при реализации программ и проектов проанализировано финансовое обеспечение приоритетного проекта «Безопасные качественные дороги» и национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» по годам и по источникам финансирования. Отмечено несоответствие финансирования, запланированного в паспорте национального проекта и в сводной бюджетной росписи, что в перспективе может привести к невозможности его своевременной реализации в полном объеме.
Развитие/Морские перевозки
Взаимодействие экспедитора и морской линии
Транспортно-экспедиторская деятельность является посредничеством в области транспорта и имеет особое значение при развитии устойчивой логистики внешней торговли. Экспедиторский сервис относится к услугам по организации и сопровождению перевозок грузов клиента. По законодательству между экспедитором и заказчиком заключается договор транспортной экспедиции, однако участники транспортных процессов на практике применяют и другие наименования договоров при определении правоотношений, например: Договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг; Договор на транспортно-экспедиционное обслуживание грузов; Договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки; Договор оказания транспортно-экспедиционных услуг при международной перевозке; Договор на транспортно-экспедиторское обслуживание и т.д. Рассмотрим, каковы же коммерческие аспекты взаимодействия экспедитора и морской линии.
Порты/АМП
Сочи развивает пассажирские морские перевозки и яхтенный спорт
Сегодня на Черноморском побережье с увеличением туристического потока в город Сочи наряду с автомобильными и железнодорожными пассажирскими перевозками важную роль играют морские пассажирские перевозки между портами Сочи, Геленджик и Новороссийск. Они не только снижают нагрузку на автомобильный и железнодорожный транспорт, но и заметно сокращают время в пути. Так, морской переход между Новороссийском и Сочи составляет 5,5 часа, тогда как поездка автобусом длится более 6 часов, поездом – более 7 часов.
Морское сообщение в настоящее время востребовано как у жителей, так и у гостей Краснодарского края. Кроме того, морские прогулки на маломерных и прогулочных судах в акватории Сочинского порта стали очень популярны среди туристов и отдыхающих, особенно в курортный сезон. За безопасностью пассажирских перевозок в акватории порта и на подходах к нему строго следит Служба капитана порта.
Порты/АМП
Порт Оля увеличивает грузооборот
Астраханская область – ключевой регион, где проходит один из маршрутов международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг», объединяющий сухопутный и морской виды транспорта. Через область осуществляются перевозки российских внешнеторговых грузов в Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Иран, Турцию, Узбекистан, другие страны Азии, Ближнего Востока и в обратном направлении.
Морские порты, входящие в состав ФГБУ «АМП Каспийского моря», — Оля, Астрахань (Астраханская область) и Махачкала (Республика Дагестан) — добились хороших результатов по перевалке грузов в 2023 году. Порт Оля, например, увеличил грузооборот в целом на 30%, чему способствовала реализация ряда проектов по развитию транспортно-логистической инфраструктуры, в том числе по модернизации и расширению грузовых терминалов. Усилиями Службы капитана порта Оля в порту обеспечена безопасность плавания и стоянки судов, что является фактором привлекательности для владельцев груза и судовладельцев.
Партнеры/Технологии
Автоматизированные линии брикетирования угольной пыли
Повышение эффективности деятельности промышленных предприятий и транспортного комплекса, в том числе портовой инфраструктуры, является приоритетной задачей, закрепленной в транспортной части Национального проекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», а также в ряде других документов федерального и регионального уровней. Большое место в проекте занимает создание морских угольных терминалов, потому что объем перевалки угля в российских портах значителен и постоянно растет. Вместе с тем, в последнее время этим объектам уделяется повышенное внимание с точки зрения соблюдения ими экологических норм и технологичности процесса, не допускающего пыления на терминалах.
АО «Фирма «Перманент К&М» целенаправленно развивает и наращивает компетенции в области брикетирования мелкодисперсных материалов, объединив усилия с ведущими специалистами в данной области. Особых успехов удалось достичь в технологии брикетирования мелкой фракции угля, что позволяет сократить пыление при перевалке угля и потери материала.
Партнеры/Композитные материалы
Почему композитные настилы на морских платформах лучше металлических
Компания «Татнефть-Пресскомпозит» является крупнейшим российским производителем композитных изделий: труб, строительных профилей (двутавры, швеллеры, прямоугольные, шпунтовые и пр.), кабельных лотков, арматуры, решетчатых настилов, несущих и прочих конструкций. Основное производство расположено в Елабужском районе Республики Татарстан.
Продукция компании используется преимущественно в нефтяной, химической, горнодобывающей отрасли. востребована на производствах, где используются соли, кислоты, щелочи и другие агрессивные химикаты, а также в условиях морской среды. Главное отличие композитных решений от металлических – жизнестойкость материала, подтвержденная испытаниями (срок службы – до 50 лет).
Партнеры/Учебное оборудование
VR-тренажеры для обучения управлению портовой техникой
VR-симуляторы, созданные компанией «Интехком» в сотрудничестве с постоянным технологическим партнером – компанией «Вирсайн Инновации», позволяют эффективно освоить управление различными видами портовой техники в условиях конкретного порта. Они могут не только стать альтернативой тренажерам с мониторами, но и открывают новые возможности для эффективного обучения студентов навыкам практической работы.
О разработке и функционале VR-симуляторов, реализации с их помощью программы обучения студентов, а также о возможностях тиражирования технологии на разные порты корреспонденту журнала «МП» рассказал генеральный директор ООО «Вирсайн Инновации» Алексей Овян.
Техника и технологии/Экология производства
Ураган против пыли
Автомобильные вакуумные погрузчики (АВП) давно зарекомендовали себя наилучшим образом на объектах, работающих с пылящими материалами. Особенно вакуумные технологии пылеуборки востребованы там, где остро стоит вопрос с угольной пылью. Это действительно глобальная проблема, для решения которой надо прилагать усилия: крупные частицы пыли держатся в воздухе несколько часов, а мелкие – до 20 суток, и зона распространения пыли охватывает сотни километров. При этом в составе грузооборота морских портов РФ уголь составляет 46% (по данным Ассоциации морских торговых портов).
Логистика/Инфраструктура
Доигрались: мощностей Восточного полигона не будет хватать все следующие 10 лет
В 2024 году официально завершается второй этап модернизации Восточного полигона. Об этом в ОАО «РЖД» заявили в середине февраля и пообещали до конца года ввести в строй еще 114 объектов, из них 106 объектов линейной и 8 объектов энергетической инфраструктуры. В результате провозные возможности БАМа и Транссиба должны вырасти до 180 млн тонн в год. Однако вряд ли второй этап закончится в намеченный срок, а запланированные провозные мощности полигона будут достигнуты (по аналогии с первым этапом). Наверняка второй этап продолжится и в следующем году.
Но это не самое главное. Главное то, что в государстве не согласованы планы развития железных дорог, морских портов и угольной отрасли. Планы железнодорожников до 2035 года как минимум на 50 млн тонн отстают от планов угольщиков по экспорту своей продукции и возможностей портовиков в перевалке внешнеторговых грузов. А это значит, что мощностей Восточного полигона рынку не будет хватать все следующее десятилетие.
Логистика/Маршрутизация
РЖД работают на пределе и на износ
С началом СВО России на Украине и введением против нашей страны со стороны Евросоюза жестких санкций начался разворот основных грузопотоков на Восток. Это заставило ОАО «РЖД» применять целый ряд методов маршрутизации – от повышения длины грузовых составов до апробации и внедрения метода «виртуальной сцепки», когда грузовые поезда следуют друг за другом на минимально возможном расстоянии. Благодаря этим методам, а также постепенному расширению пропускной способности железнодорожных магистралей РЖД пока удается избегать коллапсов и доставлять грузы по назначению.
Хотя железнодорожная инфраструктура, нужно признать, работает практически на пределе своих возможностей. Кроме того, никто не может ответить на вопрос: насколько хватит заложенного в железнодорожную инфраструктуру запаса прочности при столь интенсивной эксплуатации, особенно на Восточном полигоне, где к тому же используют тяжеловесные грузовые составы с инновационными вагонами.
Грузовая база/Каменный уголь
Инфраструктурный оптимизм для экспорта российского угля
По итогам 2023 года добыча угля в России снизилась на 1,3%, а экспорт вырос на 1% – показатели составили 438 млн и 213 млн тонн соответственно. Кроме продолжающейся переориентации экспорта на страны АТР, отрасль находилась под влиянием ухудшения конъюнктуры мирового рынка угля, а также подверглась росту налоговой нагрузки в виде экспортных пошлин с привязкой к курсу валют. Обеспечив функции защиты внутреннего рынка и пополнения бюджета, данная мера сделала нерентабельным вывоз энергетического угля из портов Балтики и Черного моря, что еще больше увеличило нагрузку на Восточный полигон.
Тем не менее, эксперты не теряют оптимизма, считая, что объем добычи угля покажет положительную динамику уже в 2025 году, а к 2030 году составит не менее 485-500 млн тонн, пропорционально будет расти и экспорт. Этому будут способствовать расширение инфраструктуры Восточного полигона, развитие новых экспортных маршрутов и строительство морских терминалов.
Статистика
Все грузы России
Обзор перевозок грузов через морские порты России, Балтии, Украины и Финляндии за 12 месяцев 2023 года.