Безопасность мореплавания в перспективном порту Кандалакша - Морские вести России

Безопасность мореплавания в перспективном порту Кандалакша

20.02.2019

Морские порты

Морской порт Кандалакша расположен на Белом море в северо-западной части Кандалакшского залива и представляет собой удобную, защищенную от волнений всех направлений губу с надежной якорной стоянкой и глубинами, доступными для захода крупнотоннажных судов. Современная история порта начинается в 2007 году, когда ОО «Кандалакшский морской торговый порт» вошел в состав Талдинской топливно-энергетической компании (ТАЛТЭК ). С появлением нового собственника порт был обеспечен новым оборудованием, которое позволило организовать экспортную перевалку очищенного от металлического контаминанта угля энергетических марок.

Наряду с главным направлением деятельности порта – перевалкой угля, добытого на разрезах ТАЛТЭК, на экспорт – работа порта направлена на динамичное увеличение грузооборота, расширение номенклатуры грузов и превращение порта в универсальный с доведением грузооборота до 2 млн тонн в год.

Виктор Бородачёв, капитан морского порта Кандалакша ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Работа в суровых условиях

Морской порт Кандалакша располагает 5 грузовыми причалами, общая длина причальной линии 584,5 метра. Порт способен принимать суда длиной до 200 метров, шириной до 33 метров. Оператором, осуществляющим деятельность в морском порту, является ООО «Кандалакшский морской торговый порт». Порт оснащен современным перегрузочным оборудованием: портальными кранами грузоподъемностью до 20 тонн, гусеничными кранами до 16 тонн, автопогрузчиками от 1,5 до 10 тонн, ковшевыми погрузчиками для работы в твиндеках судов и в крытых железнодорожных вагонах. Складские площади позволяют принимать на хранение до 120 тыс. тонн грузов.

Порт ориентирован для перевалки навалочных и генеральных грузов. Пропускная способность по навалочным грузам составляет 2 млн тонн. Генеральные грузы направляются по Северному морскому пути. Грузооборот порта за январь-октябрь 2018 года составил 1,76 млн тонн (+35% к аналогичному периоду 2017 г.).

Морской порт Кандалакша имеет грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу РФ. Оператор обладает лицензией на осуществление погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах. Разрешенный класс опасных грузов – 1, 2, 3, 4, 9.

Морской порт Кандалакша является замерзающим портом, среднее число дней со льдом – 183, максимальная толщина льда – 1,2 метра. Навигация в морском порту осуществляется круглогодично. К порту ведет фарватер, пролегающий по проливу Кибиринская Салма, оборудованный плавучими предостерегательными знаками. Лоцманская проводка в порту является обязательной и осуществляется круглосуточно лоцманской службой Мурманского филиала ФГУП «Росморпорт».

Вершина Кандалакшского залива зимой сплошь покрыта неподвижным припаем. Ледовый режим в Кандалакше наблюдается с ноября по май. В этот период суда, заходящие в морской порт, должны иметь ледовое усиление. Начало и окончание ледокольной проводки судов устанавливается распоряжением капитана морского порта.

Для организации ледокольных проводок создана бассейновая комиссия по организации ледокольной проводки судов в замерзающих портах АМП Западной Арктики. Из состава членов бассейновой комиссии создана оперативная группа (ШЛО) для повседневной оперативной работы по планированию и руководству ледокольными проводками.

Ледокольное обеспечение осуществляется ледоколами ФГУП «Росморпорт» в соответствии с планом расстановки ледоколов на период ледокольной проводки судов 2018-2019 годов в замерзающих портах РФ, утвержденным Росморречфлотом. В зимнюю навигацию 2017-2018 годов проводка судов осуществлялась ледоколами «Капитан Косолапов», «Капитан Драницын» и «Диксон». Период ледокольных проводок составил 150 суток, количество судозаходов – 28, количество ледокольных проводок – 25, отгружено грузов – 697,7 тыс. тонн.

Обеспечение безопасности

Административно-властные полномочия в морском порту осуществляет филиал ФГБУ «Администрация морских портов Западной Арктики» в морском порту Кандалакша, в состав которого входит Служба капитана морского порта. Структура Службы позволяет в полной мере обеспечивать безопасность мореплавания и стоянки судов в морском порту, пожарную, экологическую и транспортную безопасность. Специалисты обеспечены обустроенными помещениями, современными средствами электронной, телефонной и радиосвязи. Коллектив филиала подготовлен к выполнению текущих и перспективных задач.

В целях обеспечения безопасности мореплавания и дальнейшего увеличения грузооборота в морском порту Кандалакша в 2011 году проведено площадное обследование глубин подходного фарватера и разработана проектная документация «Средства навигационного оборудования водных подходов к Кандалакшскому морскому порту». В 2012 году проект согласован, осуществлен и в конце года введен в действие.

В 2015 году схема плавучих предостерегательных знаков была усовершенствована. Новый водный путь позволил увеличить минимальную глубину фарватера до 10,1 метра, что позволяет проходить в порт судам длиной до 200 метров и дедвейтом свыше 30 тыс. тонн, а также увеличить судовую партию навалочных грузов до 30 тыс. тонн. До этого морской порт принимал суда длиной 185 метров и дедвейтом до 24 тыс. тонн.

Для обеспечения безопасности мореплавания в Кандалакшском заливе на подходах к морским портам Кандалакша и Витино установлена система управления движением судов (СУДС). Ввод ее в действие существенно повысил эффективность обеспечения безопасности мореплавания, в частности, СУДС позволяет выявлять нарушения скоростного режима судов, дрейфа судов на якоре, своевременного выхода на связь.

Для предупреждения случаев загрязнения акватории морского порта и соблюдения требований экологической безопасности Служба капитана морского порта проводит контроль за бункеровочными операциями в морском порту, количеством и своевременной сдачей сточных и нефтесодержащих вод на судах.

В целях предупреждения и ликвидации разливов нефтепродуктов в филиале ФГБУ «АМП Западной Арктики» в морском порту Кандалакша имеется План ликвидации разливов нефти.

В рамках реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 г. №1285-р, проведено оснащение инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ) акватории морского порта Кандалакша. Установка данного оборудования позволяет круглосуточно следить за обстановкой и своевременно предупреждать акты незаконного вмешательства, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера в акватории порта, осуществлять видеозапись всех происшествий.

Модернизация и развитие

С 2014 года в морском порту Кандалакша кроме грузов группы компаний ТАЛТЭК возобновлена работа с генеральными грузами. К этому подтолкнула благоприятная конъюнктура. Новый этап освоения Россией Арктики привел к появлению новых грузопотоков каботажного направления.

Реализация государственных проектов развития военной инфраструктуры в Арктике, а также строительства и модернизации инфраструктуры морских портов вдоль трасс Северного морского пути способствует повышению интереса грузоотправителей к северным портам России, в том числе и к морскому порту Кандалакша. С апреля по декабрь 2014 года и в первом полугодии 2015 года через морской порт осуществлялась отгрузка в направлении острова Котельный архипелага Новосибирские острова и острова Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа.

В 2015-2016 годах произведена модернизация и увеличение угольного склада, что позволило оператору увеличить скорость подготовки судовых партий очищенного угля для погрузки на суда дедвейтом свыше 30 тыс. тонн, сократить простои железнодорожного подвижного состава под выгрузкой и исключить сверхнормативный простой судов. Выполнению этих задач способствовало также удлинение и развитие железнодорожных путей порта, введенных в конце 2016 года.

Также в 2015-2016 годах в порту произведен капитальный ремонт крытого склада генеральных грузов и оборудованы новые открытые склады для генеральных грузов.

Безусловно, решающим фактором для будущего морского порта Кандалакша является модернизация причалов с целью обеспечения возможности приема морских судов большего водоизмещения. Модернизация причалов запланирована на 2018-2019 годы.

Морские порты №9 (2018)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика